Библиотечные лайфхаки

Лайфхак №1. Использовать механизмы микроинвестирования, в частности, краудфандинг.

Что такое краудфандинг?

Термин «краудфандинг» произошел от английского  сrowd funding, сrowd ‒ «толпа», funding ‒ «финансирование» и если переводить дословно, означает народное финансирование. Этим термином обозначают добровольное сотрудничество людей, каждый из которых становится микроинвестором для коллективного проекта. Как правило, такое взаимодействие реализуется на интернет-площадке.

Краудфандинговые проекты ‒ это новое веяние в экономике инвестиций, позволяющее воплощать в жизнь задуманное ‒ будь то выпуск экологически чистой продукции, авторский календарь с фотографиями, строительство спортивной площадки или открытие гончарной мастерской для слепоглухих людей ‒ с минимальными собственными вложениями или практически без них.

Краудфандинг для библиотек

Приобщиться к идее краудфандинга может и библиотека. Собирать средства можно на самые разные нужды – на реализацию интересных проектов или закупку необходимой техники, книг для пополнения фонда, призов для победителей конкурсов.

Было бы неоправданным упущением не использовать идею краудфандинга в деятельности библиотеки.

Важно помнить о том, что краудфандинг предполагает реализацию какого-то проекта при поддержке других людей, каждый из которых добавляет 100–300 рублей к общей инициативе. Это значит, что для размещения своих данных на соответствующих площадках необходимо разработать проект, который за время сбора средств на площадке, будет развиваться и пополняться материалами для того чтобы еще больше заинтересовать потенциальных инвесторов, вызвать общественный резонанс и успешно собрать 100 % заявленной суммы.

Краудфандинговые платформы

Если вы вдохновились и у вас есть интересный проект для вашей библиотеки, который можно реализовать только за счет добровольной помощи неравнодушных людей, то стоит внимательно отнестись к выбору краудфандинговой платформы. Самыми популярными русскоязычными сервисами являются Boomstarter и Planeta .

Это площадки-лидеры по посещаемости, что является весомым аргументом в выборе: ведь чем больше людей видят ваш проект, тем больше их захотят в нем поучаствовать материально.

Как продвигать свой проект на краудфандинговой платформе

Необходимо помнить, что запуск и успешное завершение краудфандингового проекта ‒ это серьезная работа, поэтому отвечать за проект вашей библиотеки лучше определенным лицам ‒ так понятна будет область ответственности каждого, и идея не затеряется на площадке.

После запуска недостаточно просто ждать. Необходимо взаимодействовать с будущими и уже имеющимися инвесторами, мягко и интересно рассказывать им о вашем замысле, привлекать к его воплощению и пр. Важно, чтобы о вашем проекте не забыли.

Для поддержки контакта с аудиторией можно использовать следующие приемы:

  • делиться новостями: как прогрессом, так и препятствующими ему сложностями;
  • благодарить своих инвесторов, в том числе с помощью оригинальных открыток или поздравлений, рисунков и сувениров;
  • проводить встречи – очные и онлайн, интервью, вебинары, приглашать к участию в них своих инвесторов, всех тех, кто заинтересован в успешной реализации проекта.

Участвуя в краудфандинговом проекте, библиотека не только получает финансовую поддержку на определенные цели, но и развивает коммуникативный и творческий потенциал коллектива, привлекает внимание к своей работе, а также получает опыт успешной PR-кампании.

Полезные ссылки:

Презентация выступления В.В. Кононовой на вебинаре 19.03.2021

Реальные рецепты успешных проектов в библиотеках

Успешные небиблиотечные практики

Алгоритм действий в краудфандинговом проекте

О правовых основах цифровых инвестиций

Лайфхак № 2. Где взять новейшую информацию о новых художественных книгах для детей. Какими художественными книгами пополнять фонд художественной литературы.

Недостаток книг в художественном фонде – это непреходящая проблема практически всех школьных библиотек. С появлением электронных библиотек эта проблема стала не такой острой, однако возникает еще один важный вопрос – что же можно посоветовать учащимся, когда они приходят за новой интересной книгой для досугового чтения.

Для того чтобы освежить свои знания о возрастных особенностях детского чтения, рекомендуем пройти бесплатный онлайн-курс на образовательной платформе ДПО РУДН, который называется «Школа любознательных родителей» . Курс адресован родительской аудитории, но будет полезен и всем, кто профессионально интересуется детской литературой. Автор курса дает не только теоретические знания в области детского чтения, но и конкретные рекомендации: есть подробный обзор новинок от издательств и знакомство с новыми, современными детскими авторами, творчество которых соответствует высоким стандартам, предъявляемым к детской литературе и одобрено педагогами, психологами и самими детьми.

Быть в курсе новинок детской художественной литературы можно, войдя в группу «Лаборатория идей Гайдаровки» в социальной сети Фейсбук.

Каждую неделю методический отдел Гайдаровки проводит традиционный семинар «Литературная пятница в Гайдаровке», где различные издательства презентуют свою новую книжную продукцию для детей. Будучи членом этого сообщества, вы не только будете в курсе всех детских книжных новинок, но и получите опыт работы в кругу методистов центральной столичной библиотеки. Специалисты библиотеки щедро делятся своими методическими наработками, публикуя в Youtub материалы своих традиционных вебинаров по детскому чтению под общим названием «Про книги с Гайдаровкой». Включившись в работу этой лаборатории идей, вы пополните свой методический багаж, сможете разнообразить тематические занятия новыми приемами, расширите свой литературный кругозор.

Центральная государственная детская библиотека имени А.П. Гайдара также представляет аннотированный каталог новой детской литературы за 2022 год. Каталог составляется сотрудниками Гайдаровки и экспертами по детскому чтению издательской группы «Гранд-Фаир» и издательства «Самокат» ежегодно с 2007 года и содержит информацию о ста лучших новых книгах для детей и подростков.

Каталог может быть полезен как родителям при выборе книг ребенку в библиотеке или книжном магазине, так и школьным библиотекарям в качестве ориентира для заказа книг в фонд дополнительной литературы.

Все выпуски каталога доступны по ссылке.

Лайфхак № 3. Использование QR-кодов в библиотечных мероприятиях.

QR-коды были изобретены для использования в сфере торговли: изначально им маркировали оригинальный продукт для его быстрого распознавания и отличия от контрафактной продукции.

Причины разнообразного использования QR-кода

В основе QR-кода лежит двухмерное матричное кодирование. Он может зашифровать практически любую информацию:

Сгенерировать QR-код может любой человек ‒ это бесплатный сервис, который в виде приложения можно установить на смартфон или планшет. Данный сервис доступен и на персональном компьютере. Генерация кодов происходит онлайн, без регистрации, скачивания и установки специальных программ. Уникальные QR-коды генерируются за несколько секунд, результат сохраняется на устройстве или компьютере.

Прочитать, то есть дешифровать такой код можно с помощью того же приложения, которое предоставляет услугу генерации кода. Именно универсальность и доступность – причина широкого применения QR-кодов практически в любой сфере жизни. С помощью этого сервиса производится оплата счетов, предоставляется информация для туристов на объектах культурного наследия.

Таким образом, QR-код как доступный и универсальный способ шифрации и дешифрации информации любого рода хорошо подходит для применения его в образовательных целях. Шифры и коды логичнее всего использовать в игровых обучающих мероприятиях в виде квестов.

При проведении мероприятия, в котором планируются задания с QR-кодами, необходимо обеспечить смартфонами или планшетами участников, проверить наличие в них необходимых приложений, подключение к интернету по Wi-Fi, а сценарий написать так, чтобы количество устройств было достаточным для всех членов команд.

Образовательные квесты с использованием QR-кодов

Методика внедрения QR-кодов в образовательный квест проста и не требует специальных навыков: QR-код можно легко вписать в любые виды мероприятий. Например, встроить в уже имеющиеся сценарные разработки, зашифровав задания на пути прохождения маршрута, или, наоборот, ввести в сценарий новый элемент, который требует зашифровки ответа и только такой вариант дает право переходить на другой этап маршрута. Какие бы игры и квесты ни проводили, какие бы цели ни продвигали, этот прием поможет сделать мероприятие более технологичным, современным и интересным.

Квесты-экскурсии – самые простые сценарии. В виде такого квеста можно проводить знакомство первоклассников со школой. Сделать их «своими» в новом пространстве поможет именно неформальный подход. В квесте по школе задействуются все структуры, с которыми взаимодействуют учащиеся младших классов. Такое мероприятие может стать ежегодным, сделает знакомство с школой занимательным и запоминающимся.

Методика квестов – простейшая: выбирается начальный пункт, например, гардероб. Здесь дети получают задание, и, когда они дают правильный ответ, им выдается карта маршрута и QR-коды с зашифрованными названиями баз. Таким образом обучающиеся проходят весь маршрут, отвечают на вопросы, выполняют задания и знакомятся с устройством школы. Конечной точкой маршрута можно сделать кабинет директора. Директор приветствует детей, задает главный вопрос и, после того как ребята справятся с заданием, награждает их.  

Если в школе предвидится трансформация библиотеки в ШИБЦ, то это дает перспективы интересного знакомства с новым пространством, логично представить его в виде квеста с использованием QR-кодов. Зашифровать можно как названия зон, так и их функционал, правила пользования, правила обращения с книгой.

В виде QR-кодов можно составлять индивидуальные микроквесты – задания для индивидуального прохождения. Составленная в таком формате самостоятельная работа запомнится детям и будет восприниматься как увлекательное задание, а не рутинная работа.

В макроформатах квесты могут реализовываться в виде сетевых проектов, охватывающих несколько школ, с привлечением социальных партнеров, спонсоров, музеев, библиотек. И по форме это уже не экскурсии, а квест-приключение, с картами, серьезными заданиями, борьбой за приз между несколькими командами.

Если игры проводятся в разных школах в разное время, то объединить эти действия можно тем, что каждая школа в конце квеста передает отправную точку маршрута следующему участнику проекта в виде зашифрованного в QR-коде слова или фразы, обозначающего тему квеста. Финал игры – есть начало и тема игры следующего участника.

Не смотря на очевидные плюсы, не следует слишком много и слишком часто использовать этот элемент: он хорош только тогда, когда используется уместно, в совокупности с другими элементами – шифрами, ребусами, заданиями на командное выполнение. Это только средство, чтобы внести разнообразие в задания, расширить инструментарий события, сделать маршрут интересным для детей, научить их пользоваться этим информационным инструментом.

Полезная ссылка:

Мастер-класс по методике работы с QR-кодами и использованию их в обучающих целях

Лайфхак № 4. Для реализации и продвижения библиотечных проектов можно воспользоваться финансовой помощью благотворительных организаций, работа которых направлена на поддержку образования, семейных ценностей, спорта и культуры.

Для того, чтобы воспользоваться ресурсами фондов, необходимо изучить направления, по которому фонды предлагают свою помощь и проекты, в рамках которых проводятся конкурсы на гранты и другие виды отбора претендентов на поддержку. Мы предлагаем перечень благотворительных фондов, которые работают в сфере образования и культуры.

Если ваши инициативы вписываются в формат концепции того или иного благотворительного фонда, нужно составить заявку по предложенной форме и изложить суть вашего проекта.

Нужно сказать, что подача заявки на грант – во многом лотерея. Если заявка была отклонена – это не значит, что проект плох. Возможно, сама заявка была недоработана и поэтому не привлекла внимание спонсоров, Возможно, проект не входит в сферу интересов фонда. Причин может быть много. Отказ – это не повод опустить руки и больше не возвращаться к этой теме, Отказ — это опыт взаимодействия со спонсорами, из которого необходимо сделать соответствующие выводы, скорректировать заявки и продолжать работу по продвижению своих проектов, обращаться в другие организации, которые, возможно, будут более заинтересованы в сотрудничестве.

В качестве методического компонента рекомендуем ознакомиться с видеозаписью лекции директора Музея истории Екатеринбурга, Сергея Юрьевича Каменского «Грантрайтинг в детской библиотеке: от теории к практике» по ссылке.

Благотворительные фонды, работающие в сфере образования и культуры

Благотворительный фонд «Вольное дело» содействует модернизации российской школы, повышению качества и востребованности российского образования и его доступности, создает условия для международного обмена опытом и успешной работы молодых кадров, сохраняя и развивая научный и технический потенциал нашей страны

Благотворительный фонд «Центр социальных программ» был создан в 2004 году, чтобы управлять всеми социальными проектами, которые реализует, финансирует и поддерживает компания «РУСал». В настоящее время реализуется несколько программ: «Территория РУСАла», «Помогать просто», «Школа городских изменений». Все они направлены на повышение качества социальной инфраструктуры, развитие городской среды, вовлечение жителей в совместную волонтерскую и общественно полезную деятельность, а также на обучение будущих лидеров городских изменений передовым социальным технологиям.

Благотворительный фонд Владимира Потанина — один из первых частных фондов в современной России. Он был создан в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных программ в сфере образования, культуры и развития благотворительности. Большая часть средств фонда идет на проекты, посвященные театру и музеям. Школьные библиотеки также могут участвовать в сетевых проектах в содружестве с музеями и участвовать в конкурсе «Искусный глагол» в рамках Поволжского кластера этого конкурса.

Благотворительный Фонд Михаила Прохорова  был учрежден по инициативе самого бизнесмена имеет региональную стратегию работы.

Выбранная стратегия выражается в том, что для каждого из регионов Фонд разрабатывает свою уникальную программу, учитывающую историческую, экономическую и культурную специфику территории.

Фонд проводит открытый благотворительный конкурс на финансирование социокультурных проектов библиотек «Новая роль библиотек в образовании».

Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко был создан в 2010 году. Это крупнейший семейный фонд в России. Семья Тимченко занимается благотворительностью уже более 20 лет, деятельность фонда направлена на поддержку четырех направлений: старшее поколение, спорт, семья и дети, культура.

С точки зрения реализации межпредметных региональных проектов интерес представляет конкурс этого фонда «Культурная мозаика».

Благотворительный фонд «Русский мир» предоставляет гранты на реализацию проектов, целью которых является популяризация русского языка, поддержка программ его изучения, расширение культурно-гуманитарного сотрудничества по следующим направлениям: проекты по продвижению русского языка, проекты культурно-гуманитарной направленности. Заявки принимаются дважды в год: 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря.

Неправительственный экологический фонд имени В. И. Вернадского был создан в 1995 году по инициативе ПАО «Газпром». На протяжении 25 лет Фонд реализует общественно значимые проекты в области охраны окружающей среды, развития экологического образования, формирования экологической культуры, выступая соединительной нитью между государством, бизнесом и обществом и объединяя усилия этих сторон в решении экологических проблем. Главной целью Фонда является содействие всеми доступными формами и методами реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития России на основе гармонии с окружающей средой. 

Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» осуществляет свою деятельность по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Одним из крупных проектов Фонда является Международная грантовая программа «Православная инициатива» , которая зародилась в 2005 г. в Приволжском федеральном округе. С 2010 г. конкурс приобрел статус международной программы.

Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд) выплачивает гранты и стипендии для поддержки и развития российской науки, системы высшего и среднего образования наиболее талантливым школьникам, студентам, молодым ученым, в том числе стипендию имени Д.Н. Третьякова, присуждаемую за выдающиеся достижения в учебном процессе в научно-исследовательской деятельности в области технологии полупроводников.

Лайфхак № 5. Использование игровых технологий – геймификация обучения

Геймификация – это не игра в чистом виде, это внедрение игровых техник в неигровые процессы. Создавая некий соревновательный эффект, человеку интереснее прокачивать имеющиеся навыки и получать новые, игра повышает мотивацию и решает проблему низкой самодисциплины. Геймификация – это не про развлечение, это про более насыщенную жизнь, про более включенного в процесс ученика. Это делается исключительно ради добавления в процесс обучения эмоционального компонента. Давно известно, что информация запоминается лучше на высоком эмоциональном фоне и нейрофизиологи подтверждают это.

Игровых техник тысячи. В бизнесе они применяются давно и успешно. Это и программы лояльности, и различные квесты, и зарабатывание бейджей. В игровых обучающих технологиях используются те же самые механизмы:

Техника развития или прокачки: за определенные действия игрок получает баллы и открывает новые возможности. Классический оффлайн-пример ‒ накопительные скидочные программы.

Техника достижения: возможность зарабатывать медали, значки, звания и тому подобное. Например, бейджи за чекины в Swarm или звание знатока в учебном тесте.

Техника привлечения: приведи друзей ‒ получи бонус. С использованием этой техники организуют уроки-дискуссии, в которых два ученика представляют полярные точки зрения и стремятся привлечь на свою сторону как можно больше одноклассников. У кого в итоге больше приверженцев, тот и получает оговоренный условиями бонус.

Техники мотивации и соревнования: «успей купить прямо сейчас». Интернет-магазины регулярно проводит супер-распродажи, на которых можно купить дорогие товары с очень большой скидкой. В обучении эти техники могут быть представлены в виде заданий с разным сроком сдачи материалов. Чем раньше – тем больше вероятность получить не только хорошую оценку, но и дополнительное поощрение.

КАК СДЕЛАТЬ ХОРОШУЮ ИГРУ?

Геймификация до сих пор ‒ экспериментальная сфера. Но несколько параметров успешной игровой конструкции все же выделяют:

– игрок должен получать удовольствие: нет увлеченности ‒ нет процесса;

– игрок должен проходить конкретный путь ‒ с постоянно повышающейся сложностью;

– пригодится сбалансированная механика: простые и понятные правила, достижимая победа, обратная связь для игрока ‒ бейджи, баллы и другие понятные награды;

– работать с конкретными мотивациями игроков: одним важно всегда побеждать, а другие приходят исследовать обстановку или пообщаться;

– четкое соблюдение правил всеми участниками игры – как учениками, так и учителем.

ГЕЙМИФИКАЦИЯ НА ПРИМЕРАХ

В 2013 году канадский учитель физики Шон Янг начал использовать Classcraft ‒ систему, превращающую школьный урок в увлекательную ролевую игру.

В начале урока и учитель, и дети выбирают роли: учитель ‒ наставник игры, дети же могут выбрать себе роль воина, лекаря или мага. Во время урока ученики выходят к доске или пишут тесты, но кроме оценок получают «очки опыта» или «очки урона». За активность, успешные ответы и примерное поведение баллы накапливаются, а за опоздание, несделанную домашнюю работу или нарушение дисциплины ‒ снимаются. Чем больше у школьника очков, тем круче можно прокачать своего героя: получить новое оружие, одежду или завести виртуального питомца. Набрав определенное количество баллов, ученик может заработать бонусы и лично для себя: дополнительный балл к ответу, несколько дней не делать домашнее задание, подсмотреть на контрольной в учебник.

«Classcraft» фокусируется не на содержании занятия, а на поведении игроков, на развитии навыков, которые помогают им лучше учиться. «Я понял, что современным детям нужно больше, чем традиционные занятия по принципу «учитель рассказывает – дети слушают». В эпоху интернета дети имеют доступ ко всему мировому знанию прямо в своей комнате, поэтому школа должна предлагать не просто знания, а уникальный опыт, который позволит им приобрести такие сложные компетенции, как умение сотрудничать, решать проблемы или анализировать», ‒ говорит Шон Янг об играх в школьном пространстве.

Геймификацию также использует Василиса Николаевна Азарова, преподаватель факультета журналистики Томского государственного университета, чтобы научить студентов слепому десятипальцевому набору текста. Получение навыка слепого набора текста ‒ сложная задача. Для ее решения требуются и временные, и физические, и даже эмоциональные усилия. Без дополнительной мотивации студенты за семестр не проходили и половину упражнений. Тогда преподаватель предложила студентам собрать виртуальный гамбургер. Чтобы получить ингредиент, необходимо пройти этап, в котором нескольких упражнений. «Если раньше студенты не могли пройти 50 упражнений из 300, то с геймификацией я стала получать просто феерические результаты. В этом ее плюс: когда есть некая рутинная задача, которая вызывает тоску, скуку и нежелание делать, ‒ нужна эмоциональная вовлеченность», ‒ комментирует В.Н. Азарова результативность игровых нововведений.

Тесты, викторины, кроссворды, «бродилки», угадай-карточки — это игровые механики, которые можно использовать в обучении. Игры, в том числе онлайн-игры, – более широкое понятие. Они и могут использовать целый ряд таких механик, которые объединяют их общей идеей, скрепляют четкими правилами, которым подчиняются не только ученики, но и учитель.

Игры используют, чтобы удержать учащегося, привлечь внимание, показать проблему с необычной стороны, проверить знания. Но и в этом онлайн-игры немного выходят за очерченный круг предназначения. Академические исследования доказывают: роли, которых люди придерживаются в онлайн-мире, идентичны их лидерским стилям в реальности, поэтому онлайн-игры помимо чисто утилитарных образовательных навыков дают возможность детям прокачать лидерские качества, а учителю – выявить неявных лидеров.

«Мы учимся новым социальным навыкам и новому поведению исключительно через опыт. А где можно получить этот опыт без риска поражения и провала? Онлайн-игры ‒ прекрасный полигон для развития soft skills, включая лидерство», ‒ так оценивает значение онлайн-игр академический директор программы MBA бизнес-школы Сколково Андрей Шапенко.

Полезные ссылки:

Три платформы, на которых учителя могут создать свои образовательные онлайн-игры

68 онлайн-инструментов для учителей, позволяющих внести игровой компонент в обучение