Консультация специалиста: Вопрос — ответ

Вопрос поступил через сервис виртуального справочного бюро: Будут ли утверждены единые учебники для начальной школы на 2022/2023 учебный год?

Дискуссия о необходимости единого образца для всех предметных учебников и учебников для начальной школы продолжается с 2013 года с разной интенсивностью. Однако на данный момент Министерство просвещения Российской Федерации не принимало документов, утверждающих намерение о внедрении единых учебников в среднем общем образовании.

В 2021 году был принят ФГОС четвертого поколения, в соответствии с нормами которого будет составлен федеральный перечень учебной литературы. В деле формирования учебного фонда на 2022/2023 учебный год следует руководствоваться Письмом Минпросвещения РФ от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году», в котором говорится о том, что в период перехода на обновленный ФГОС разрешается использовать любые учебно-методические материалы, включенные в предыдущий перечень.

__________________________________________________________________________________________________

Вопрос поступил через сервис виртуального справочного бюро: Какой порядок работ по выявлению и изъятию экстремистской литературы должен соблюдаться в школьной библиотеке (ШИБЦ) и как эта деятельность отражается (оформляется) в делопроизводстве образовательной организации и библиотеки?

Работа по выявлению и изъятию материалов, включенных в Федеральный список экстремистских материалов в школьных библиотеках определяется Федеральным законом Российской Федерации от 27 июня 2002 г. № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 23.11.2015).

Для библиотек, подчиненных министерству культуры, действуют Рекомендации по работе библиотек с документами, включенными в федеральный список экстремистских материалов от 12.09.2017.

Для работы школьных библиотек по выявлению и изъятию экстремистской литературы рекомендуется следующий регламент:

Регламент по работе с документами, включенными в Федеральный список экстремистских материалов

Настоящие рекомендации составлены на основании Федерального закона Российской Федерации от 27 июня 2002 г. № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 23.11.2015) и регламентируют совокупность правил, определяющих порядок работы библиотеки образовательной организации с документами, включенными в Федеральный список экстремистских материалов (далее – ФСЭМ), опубликованный на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, в соответствии со ст. 13 данного закона.

При работе по выявлению и изъятию экстремистской литературы в библиотеке образовательной организации должны быть следующие документы:

1. Приказ директора образовательной организации «О формировании и назначении комиссии по сверке библиотечного фонда ОО с ФСЭМ, выявлению, изъятию и уничтожению экстремистских материалов» (Приложение 1).

2. Приказ директора образовательной организации «О проведении актуализации ФСЭМ» (Приложение 2).

3. ФСЭМ, размещенный на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, в распечатанном виде. Необходимо дополнять список материалов при каждом обновлении списка. На рабочем столе компьютера библиотекаря должна быть размещена активная ссылка на ФСЭМ.

4. В Положение о библиотеке необходимо внести пункт, содержащий указание на запрет распространения информации экстремистской направленности (Приложение 3)

5. Акт сверки (проверки) библиотечного фонда, в т.ч. электронных документов и интернет-ресурсов, доступ к которым возможен с компьютеров, расположенных в библиотеке, с ФСЭМ. Сверку имеющихся библиотечных фондов необходимо проводить не реже одного раза в три месяца, а также проводить проверку всех новых поступлений литературы на наличие экстремистских материалов (Приложение 4)

6. Акт об уничтожении обнаруженных в результате проверки фондов библиотеки документов из списка ФСЭМ. (Приложение 5)

7. Акт о блокировке интернет-ресурсов, включенных в ФСЭМ. В целях исключения возможности массового распространения материалов, включенных в ФСЭМ, осуществляется блокировка доступа с компьютеров библиотеки к интернет-ресурсам, включенным в ФСЭМ (Приложение 5а)

8. Акт актуализации списка экстремистских материалов. (Приложение 6).

9. Журнал сверки библиотечного фонда образовательной организации (Приложение 7).

_________________________________________________________________________________________________

Вопрос поступил через сервис виртуального справочного бюро: Каким документом регламентируется переходный период от старого федерального перечня учебников к новому?

В скором времени должен появиться новый федеральный перечень школьных учебников, который будет соответствовать новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). На данный момент ни один учебник из существующего перечня не соответствует новым ФГОС, именно это обстоятельство вызывает беспокойство педагогов и библиотекарей.

В письме Минпросвещения России от 11.11.2021 N 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» говорится, что в переходный период школы могут использовать учебно-методические комплекты из существующего перечня. Однако отмечается, что необходимо изменить методику преподавания «учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.»

Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 N 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» размещено на сайте РИБЦ64 в разделе «Нормативно-правовой контур», «Федеральный уровень», пункт «Нормативные документы по учебным изданиям».

____________________________________________________________________________________________________

Вопрос поступил через сервис виртуального справочного бюро: Каким образом можно обеспечить возврат художественной и учебной литературы учениками в библиотеку в случае утери или порчи?

Способы урегулирования споров при невозврате или порче учебников и художественной литературы необходимо прописать в положениях о пользовании фондом учебной и художественной литературы, включив пункты о механизмах возмещения утерянного учебника (художественной книги) на аналогичный утерянному экземпляру.

В начале учебного года на родительских собраниях нужно ознакомить родителей, а на классных часах – учащихся с этими положениями. Каждый ознакомившийся в подтверждение этого расписывается в ведомости. В начальной школе расписываются родители, с 5 класса школьники это делают самостоятельно.

Исходя из опыта работы школьных библиотекарей, можно порекомендовать не пренебрегать работой с классными руководителями. В мае можно передавать педагогам списки художественной литературы, которая находится у читателей, чтобы напомнить им о необходимости сдать книги до конца учебного года.

В случае утери и порчи книг работа ведется не только с детьми, но и с родителями, поскольку речь идет о материальном возмещении. Именно поэтому очень важно, чтобы в библиотеке были документы о порядке пользования фондами, в которых четко прописан механизм разрешения возникшей ситуации, а также расписки читателей (родителей) об ознакомлении с порядком пользования фондами библиотеки. Наличие таких документов дает гарантию возмещения утраченных книг.

В том случае, если учащиеся не торопятся возместить утерянную или испорченную литературу, стандартной штрафной санкцией является невыдача учебников на новый учебный год.

Утраченная книга списывается актом списания. Причина указывается «утрата» или «порча». В комплекте с таким актом идет акт приема-передачи возмещающей книги. В таком акте указывается фамилия и имя возмещающего, название, цена, инвентарный номер возмещаемой книги, название и цена возмещающей книги. Акт заверяется подписями сдающей и принимающей сторон. На основании данных актов утраченная книга снимается с баланса библиотеки, а новая книга ставится на баланс и ей присваивается новый инвентарный номер.

____________________________________________________________________________________________________

Какое образование должен иметь школьный библиотекарь и педагог-библиотекарь? Обязательно ли наличие педагогического или достаточно специального библиотечного образования? Кого можно принять на должность библиотекаря в школу, какие требования к соискателю?

 Школьный библиотекарь должен иметь как минимум среднее профессиональное образование (педагогическое, библиотечное, культуры и искусства). Педагог-библиотекарь школы должен иметь высшее педагогическое либо высшее библиотечное профессиональное образование.

Обоснование рекомендации:

При решении вопроса о наименовании должностей работников библиотеки общеобразовательной организации необходимо учитывать различия в должностных обязанностях библиотекаря и педагога-библиотекаря.

Должностные обязанности библиотекарей определены квалификационной характеристикой, содержащейся в разделе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. № 251н. Предъявляемые требования к квалификации: среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы. Следует иметь в виду, что должность библиотекаря не предполагает выполнение педагогической работы.

Обязанности для работника в должности педагог-библиотекарь определены квалификационной характеристикой, содержащейся в разделе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, в котором требование к квалификации данного работника определено как наличие высшего профессионального (педагогического, библиотечного) образования без предъявления требований к стажу работы.

Соответственно, в зависимости от обязанностей работника необходимо разграничить должности педагога-библиотекаря и библиотекаря, а уже в соответствии с наименованием должности установить квалификационные требования. Источник

____________________________________________________________________________________________________

Проходят ли аттестацию школьные библиотекари? Если проходят, то каков ее порядок?

Аттестацию один раз в пять лет проходят только те сотрудники школьной библиотеки, должность которых в штатном расписании образовательной организации обозначена как «педагог-библиотекарь». О порядке и сроках прохождения аттестации, форме заявления, критериях оценки и пр. можно узнать на официальном сайте Регионального центра оценки качества образования (РЦОКО) в разделе «Аттестация». Если после просмотра сайта, у вас останутся вопросы, то получить на них ответы можно в отделе аттестации педагогических работников РЦОКО по телефону: (845-2) 75-35-04.

____________________________________________________________________________________________________

Какими нормативными документами утверждена должность педагога-билиотекаря?

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.05.2011 № 448-н в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26.10.2010 г. № 761н) включена должность педагога-библиотекаря.

Описание деятельности и основные трудовые функции педагога-библиотекаря определены профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденным приказом Министерства труда и социального развития РФ от 10 января 2017 года № 10н.

Правительство РФ своим Постановлением от 8 августа 2013 г. № 678 утвердило номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которую включена должность педагога-библиотекаря.

____________________________________________________________________________________________________

Каков порядок включения должности педагога-библиотекаря в штатное расписание общеобразовательной организации?

По представлению заведующего библиотекой должность педагога-библиотекаря в штатное расписание может включить руководитель общеобразовательной организации, т.к. согласно статье 28 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации.

____________________________________________________________________________________________________

Кто может быть назначен на должность педагога- библиотекаря?

На должность педагога-библиотекаря могут быть назначены лица, отвечающие требованиям подраздела III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» по должности педагог-библиотекарь (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н).

Вместе с тем, на должность педагога-библиотекаря могут назначаться лица как имеющие педагогическое и библиотечное образование, так и не имеющие его. Согласно пункту 9 подраздела I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

____________________________________________________________________________________________________

Где определены трудовые права и социальные гарантии педагога-библиотекаря?

В соответствии с пунктом 5 статьи 47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии.

В связи с тем, что должность педагога-библиотекаря включена в раздел I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников, за некоторым исключением распространяются и на педагогов-библиотекарей.

  1.  Право на сокращенную продолжительность рабочего времени (Приложение № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601). Педагогам-библиотекарям продолжительность рабочего времени установлена 36 часов в неделю.
  2.  Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации Разделом 3 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» от 14.05.2015 года № 466. Педагогу-библиотекарю предоставляется ежегодный основной удлиненный отпуск  продолжительностью 56 календарных дней.
  3.  Право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
    В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» от 31.05.2016 года № 644 педагог-библиотекарь имеет право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лег непрерывной педагогической работы.
  4.  Иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.8  ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3 педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

____________________________________________________________________________________________________

Как зависит размер оплаты труда от квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей?

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2011 года № 1601н внесены изменения в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года № 216н. Должность педагога-библиотекаря отнесена к 4 квалификационному уровню так же, как должности преподавателя, тьютора, учителя.

____________________________________________________________________________________________________

Имеет ли педагог-библиотекарь право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?

В имеющемся Постановлении Правительства Российской Федерации «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 29.10.2002 года № 781 должность педагога-библиотекаря в Список должностей не включена, поэтому права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у педагога-библиотекаря нет.

____________________________________________________________________________________________________

Может ли педагог-библиотекарь вести классное руководство?

Может. Согласно п. 2.3 Приказу Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:
«другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:
– трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) –  выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты)».

____________________________________________________________________________________________________

Каков алгоритм действий руководства образовательной организации при переходе от школьной библиотеки к школьному информационно-библиотечному центру?

Как правило, последовательность действий в трансформации от школьной библиотеки (ШБ) к школьному информационно-библиотечному центру (ШИБЦ) определяется исходя из особенностей образовательной организации.
Переход к ШИБЦ можно проводить в два этапа.

Первый этап — подготовительный. Руководство ОО разрабатывает локальные нормативные акты, документацию, регламентирующую работу ШИБЦ. Все локальные нормативные правовые акты утверждаются руководителем в соответствии с порядком, принятым в данной образовательной организации. Они могут утверждаться директором как самостоятельный документ или являться приложением к приказу директора, которым утверждаются. Перечень обязательных локальных нормативных документов ШИБЦ
Организуется переподготовка или повышение квалификации библиотекаря (библиотекарей).
Подготавливается проект преобразования помещения библиотеки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к новому пространству,
Второй этап – организационный, в ходе которого происходит непосредственная перестройка пространства ШБ в соответствии утвержденными проектами, закупка оборудования и ПО, подключение к сети Интернет.

В том случае, когда преобразование ШБ не является радикальным и в распоряжении ШБ уже имеется большинство ресурсов, рекомендуемых для организации ШИБЦ, производятся необходимые изменения и дорабатывается нормативная база нового структурного подразделения школы. Таким образом, порядок действий администрации определяется индивидуально для каждой ОО.